Tashkent city,
st. A. Temur 107-B,100084
see on the map

Submit your application

Features of Islamic finance

There are four types of legal restrictions in the activities of every financial institution working on Islamic principles, as in all Islamic economic relations.

The first of these is the prohibition on usury (Riba from Arabic for “increase”). The riba in the loan agreement, which  represents the premium to the principal amount received by the lender when providing funds to the borrower. In a broad sense, riba is any percentage in the implementation of trading and financial transactions that allows one of the parties to receive income at the expense of the other, without providing it with appropriate compensation.

It can arise as a result of a contract of debt (riba an-nasia) or an unequal exchange of homogeneous and one-dimensional objects of a certain type (riba al-fadl). And the ban on it is due to the fact that according to Islam, money was created as a means of circulation, exchange and as a unit of account, and not as a store of value, used to increase profits. One of the justifications for the prohibition of the interest rate was the recognition of it as a form of social and economic exploitation, which does not correspond to the principle of justice in Islam.

The next type of legal restriction is a ban on uncertainty in the terms of the transaction (Garar from the Arabic “danger”). Uncertainty happens:

  1. inevitable (al-garar as-yasir), permissible, which does not invalidate the contract;
  2. the weakening contract (al-garar al-mutawassit), in the presence of which the contract is invalid. However, there is a possibility of its elimination;
  3. making the contract invalid (al-garar al-qasir), which cannot be eliminated without canceling the contract itself or changing its essence.

Thus, garar is an element of uncertainty in the subject of a contract or in relation to the price of a commodity, as well as simply speculative risk in financial and commodity markets. Garar is prohibited, since its presence allows one side to enrich itself at the expense of the other, which also contradicts the norms of Islam.

The following is a ban on elements of gambling in economic relations (meysir from the Arabic “gambling”). The signs of meysir include the presence of two or more parties to the participants, each of which invests certain property in order to get the opportunity to take possession of even more property, while the redistribution (gain) of property is associated with the onset of uncertain events in the future. As a result, the party that invested the property can either irrevocably lose it or receive someone else’s property in excess of the invested one.

Meysir is one of the hallmarks of modern capitalist society, which facilitates cross-border migrations of huge cash flows for the purpose of its own expanded reproduction of funds without producing real wealth, which is the main cause of financial and economic crises.

While Islam prescribes the financing of the real production sector of the economy, and according to its principles, the transaction, as a rule, must be backed by a real asset. This is the prohibition on meysir, since the receipt of income is not associated with the production and use of labor, but is a coincidence.

The last type of legal restriction is a ban on participation in prohibited activities, such as the production and distribution of alcoholic, narcotic and pornographic products, tobacco products and other products and services prohibited by Islam, including the processing and trade of pork. They also include most of the traditional financial sector, most of the modern entertainment industry, and any activity that causes serious harm to the environment. The ban is the establishment of a monopoly, gambling, lotteries and other activities that do not correspond to the morality of Islam.

Why do these principles matter?

The lack of ethics and values in our transactions has contributed to events that have jeopardized the sustainability of our societies and the environment.

Among them, we note:

  • Growing gap between rich and poor;
  • Increase in household debt;
  • Global financial crisis;
  • Acceleration of climate change;
  • Increased safety and moral decadence.

This should force us to reconsider how our actions affect our society, our people, the world around us and future generations.

The principles used by Islamic finance are aimed at promoting a sustainable society based on strong economic foundations and moral values. Adopting these principles is the first step in changing the way we do business and in creating a more sustainable world.

Additional Information:

г. Ташкент,
ул. А. Темура 107-Б, 100084
посмотреть на карте

+998 (71) 140-44-49

Особенности исламского финансирования

В деятельности каждого финансового инсти­тута работающего по исламским принципам, как и во всех исламских экономических отношениях, действуют четыре вида правовых ограничений.

Первый из них это запрет на ростов­щичество (Риба от арабского «увеличение, прираще­ние»). Риба в договоре займа представляет собой надбавку к сумме основного долга, получаемую заимодавцем при предоставлении средств заем­щику. В широком значении, риба — любой про­цент при осуществлении торговых и финансо­вых операций, позволяющий одной из сторон получить доход за счет другой, — без предостав­ления ей соответствующей компенсации.

Она может возникать в результате договора долга (риба ан-насиа) или неравного обмена однородных и одномерных объектов определенно­го вида (риба аль-фадль). И запрет на нее связан с тем, что по исламу деньги созданы как сред­ство обращения, обмена и как расчетная едини­ца, а не как средство сбережения, использующее для увеличения прибыли. Одним из обоснований запрета процентной ставки стало признание ее формой социальной и экономической эксплуата­ции, что не соответствует принципу справедли­вости в исламе.

Следующий вид правого ограничения — запрет на неопределенность в условиях сделки (Гарар от арабского «опасность»). Неопределенность бывает:

  1. неизбежная (ал-гарар ас-йасир), допу­стимая, которая не делает контракт недействи­тельным;
  2. обессиливающая контракт (ал-гарар ал-мутавассит), при наличии которой контракт яв­ляется недействительным. Однако существует возможность ее устранения;
  3. делающая контракт недействительным (ал-гарар ал-касир), которая не может быть устранена без отмены самого контракта или же изменения его сущности.

Таким образом, гарар — это элемент неопределенности в предмете договора или в отношении цены товара, а также просто спекулятивный риск на финансовых и товарных рынках. Гарар запрещен, так как его наличие позволяет одной стороне обогащаться за счет другой, что также противоречит нормам ислама.

Далее следует запрет на элементы азарта в экономических отношениях (мейсир от арабского «азартная игра»). К числу признаков мейсира можно отнести наличие двух и более сторон участников, каждая из которых вкладывает определенное имущество с целью получить возможность завладеть еще большим имуществом, при этом перераспределение (выигрыш) имущества связано с наступлением неопределенных событий в будущем. В результате сторона, вложившая имущество, может как безвозвратно потерять его, так и получить чужое имущество сверх вложенного.

Мейсир представляет собой одну из отличи­тельных черт современного капиталистического общества, которое способствует трансграничным миграциям огромных денежных потоков с целью собственного расширенного воспроизводства денежных средств без производства реального богатства, что является главной причиной финансовых и экономических кризисов.

В то время как Ислам предписывает финан­сирование реального производственного сектора экономики и согласно его принципам сделка, как правило, должна быть подкреплена реальным активом. Этим и обозначен запрет на мейсир, так как получение дохода не связано с производ­ством и использованием труда, а является стече­нием обстоятельств.

Последний вид правового ограничения — за­прет на участие в запретных видах деятельно­сти, таких, как производство и распространение алкогольной, наркотической и порнографиче­ской продукции, табачных изделий и других за­прещенных исламом продуктов и услуг, включая переработку и торговлю свининой. К их числу также можно отнести большую часть традиционно­го финансового сектора, большую часть совре­менной индустрии развлечений, а также любую деятельность, приносящую серьезный вред окружающей среде. Под запретом находится установление моно­полии, игорный бизнес, лотереи и другие виды деятельности, не соответствующие морали исла­ма.

Почему эти принципы имеют значение?

Отсутствие в наших сделках и транзакциях моральных принципов и ценностных ориентиров способствовало событиям, которые поставили под угрозу устойчивость наших обществ и окружающей среды.

Среди них отметим:

  • Растущий разрыв между богатыми и бедными;
  • Увеличение задолженности домашних хозяйств;
  • Глобальный финансовый кризис;
  • Ускорение изменения климата;
  • Повышение безопасности и морального декаданса.

Это должно заставить нас пересмотреть, как наши действия влияют на наше общество, наших людей, окружающий нас мир и будущие поколения.

Принципы, используемые исламскими финансами, направлены на содействие устойчивому обществу, основанному на сильных экономических основах и моральных ценностях. Принятие этих принципов является первым шагом в изменении способа ведения бизнеса и в создании более устойчивого мира.

Дополнительная информация: